О предупреждении совершения мошеннических действий посредством использованияинформационно-телекоммуникационных технологий

Так, злоумышленники посредством телефонных звонков или звонков через мессенджеры «Телеграм», «Ватсап», «Вайбер» пенсионерам используют различную тактику и способы обмана. В частности, представляются сотрудниками банка, сообщают о взятом на имя гражданина кредите, сотрудниками правоохранительных органов, просят оказать содействие в поимке мошенников, сотрудниками сотовых операторов, сообщают об истечении срока действия сим-карты гражданина, брокерами, представителями инвестиционных компаний, предлагают быстрое обогащение за счет торговли на финансовых рынках. Затем, действуя стремительно, подталкивая к быстрым, и, следовательно, необдуманным решениям, мошенники отправляют многочисленные сообщения с содержащимися в них кодами.

Впоследствии злоумышленники, используя в том числе методы социальной инженерии, вынуждают граждан осуществлять переводы денежных средств, находящихся на их счетах в кредитных организациях, без их добровольного согласия или с согласия, полученного путем обмана или злоупотребления доверием. Их целью является лишение граждан как собственных, так и кредитных (заемных) денежных средств, договоры на получение которых граждане заключают также под влиянием обмана или при злоупотреблении их доверием.

В связи с вышеизложенным существуют повышенные риски передачи посторонним лицам информации (персональных данных, реквизитов платежной карты, пароля из СМС-сообщения, секретных слов и так далее), использование которой злоумышленниками может привести к совершению перевода денежных средств.

В данном случае необходимо не реагировать на подобного рода сообщения, не перезванивать на неизвестные номера, не переходить по направленным мошенниками ссылкам на сайты, не вести бесед и переписки. Если разговор все же состоялся, оценивать предложения и угрозы злоумышленников критически, не поддаваться панике, не разглашать информацию, используемую для осуществления банковских операций, ни в коем случае не следовать предложенным советам и инструкциям, прервать общение, номер после отбоя немедленно заблокировать.

Для уточнения информации перезвонить в банк и в органы полиции, поставить в известность родственников.

Информация о противодействии несанкционированным операциям (мошенничеству) размещается на официальных сайтах кредитных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с которой можно ознакомиться во избежание совершения против граждан противоправных действий.

Заместитель прокурора района

младший советник юстиции Д.Ю. Владимиров