Всемирный день прав потребителей

Всемирный день прав потребителей отмечается ежегодно 15 марта. Именно в этот день в 1961 году впервые было сформулировано понятие «потребитель» и названы четыре основных права потребителя: — на информацию, — на безопасность, — на осознанный выбор, — быть услышанным. Позже Всемирная организация потребителей дополнила их следующими правами: — на возмещение ущерба, — на потребительское образование, — на удовлетворение базовых потребностей, — на здоровую окружающую среду.

Впервые Всемирный день прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. В России праздник отмечается с 1992 года с принятием Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, который регулирует права и обязанности продавца, исполнителя и потребителя.

Сегодня потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребительское законодательство не только дает определения, но и регламентирует механизм реализации законных прав граждан, причем это относится как к покупателям, так и к продавцам товаров, исполнителям услуг.

Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей РФ, созданный в декабре 1990 года. Сейчас Союз объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей. За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь.

По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей.

В 2025 году девиз Всемирного дня защиты прав потребителей –

«Справедливый переход к устойчивому образу жизни»

В эпоху экологических проблем и растущего осознания хрупкости нашей планеты, принятие устойчивого образа жизни становится необходимой и важной обязанностью каждого гражданина.

Устойчивый образ жизни – это подход, который сосредоточен на осознанном потреблении, стремлении к минимизации ухудшения состояния окружающей среды в следствии потребления человеком продуктов и ресурсов.

Разумное потребление — путь к устойчивому образу жизни. Оно представляет собой концепцию потребления ресурсов и товаров с учетом их воздействия на окружающую среду, социальные аспекты и личное благополучие. Этот подход нацелен на минимизацию отрицательного воздействия человеческой деятельности на планету и на создание более сбалансированного и устойчивого образа жизни.

Основные принципы разумного потребления:

— Сознательность: Разумное потребление начинается с осознания последствий наших потребительских решений. Потребитель должен быть информирован о том, как производятся товары и как они влияют на окружающую среду и общество.

— Минимализм: Отказ от избыточного потребления и стремление к простоте. Минимализм помогает сосредоточиться на том, что действительно важно, и снизить потребление ресурсов.

— Экологическая устойчивость: Потребитель должен уделять особое внимание выбору товаров и услуг, которые имеют наименьший отрицательный экологический след, а именно покупать товары с экологическими сертификатами, уменьшать использование одноразовых изделий.

— Социальная ответственность: Разумное потребление также включает в себя учет социальных аспектов производства и потребления товаров. Это означает поддержку компаний, которые следуют этичным стандартам производства, обеспечивают достойные условия труда и справедливую оплату своих работников.

— Локальное потребление: Предпочтение местным товарам и услугам способствует снижению уровня транспортных выбросов и поддерживает местное хозяйство и сообщество.

Преимущества разумного потребления:

— Сохранение ресурсов: Разумное потребление помогает сократить использование природных ресурсов, уменьшить количество отходов и снизить негативное воздействие на окружающую среду.

— Экономические выгоды: Минимизация избыточного потребления ведет к экономии денежных средств и способствует более ответственному управлению финансами.

— Улучшение качества жизни: Разумное потребление способствует более здоровому и сбалансированному образу жизни, снижая стресс и повышая уровень удовлетворенности.

Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и Интернета. Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров. Но пока нет специальных законов, которые выделяли бы правоотношения по поводу заключения и прекращения сделок.

Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.

Сегодня потребитель может воспользоваться основными финансовыми услугами — от платежных (например, по оплате услуг ЖКХ) до получения потребительского кредита — без посещения офиса. Это можно сделать удобным для себя способом: в банкомате, платежном терминале, мобильном приложении, на сайте или отправив СМС.

Расчеты и платежи по таким услугам могут происходить с помощью не только наличных или безналичных денег, но и особых цифровых средств, например, электронных денег.

Однако для потребителя финансовых услуг развитие цифровых технологий создает не только новые удобства и возможности, но и новые риски, которые нужно учитывать.

Особенности и риски использования:

— За совершение операций в банкоматах «чужих» банков (отличных от того, который выпустил карту) могут взиматься комиссии, иногда довольно ощутимые.

— Данные банковской карты (номер карты, ПИН-код) могут быть украдены с помощью специально установленного злоумышленниками на банкомат считывающего устройства.

— Банкомат может «зажевать» банковскую карту, отказаться принять помятую, поврежденную или грязную купюру (в случае, когда потребитель пытается, например, внести очередной платеж по кредиту, это может иметь финансовые последствия – штрафы или пени за просрочку).

Мобильный банк

Мобильный банк – доступная держателю банковской карты услуга по получению уведомлений от банка и управлению банковской картой с помощью СМС.

Для работы с мобильным банком подходит любой мобильный телефон, даже «кнопочный», и не требуется интернет (команды передаются по сотовой связи).

Для подключения нужно предоставить свой номер телефона и дать банку соответствующее поручение. Список СМС-команд и инструкции по их использованию для управления своим счетом можно запросить в офисе банка или найти в интернете.

Основные возможности

— Получать автоматические («по подписке») уведомления от банка – например, информацию об операциях и текущем остатке по карте.

— Направлять банку запросы (СМС-команды) на получение информации по карте, совершение денежных переводов, платежей (за сотовую связь, телевидение, интернет) или на блокировку карты.

Особенности и риски использования

— Конкретные возможности, условия предоставления и стоимость СМС-команд зависят от банка, выпустившего карту, и сотового оператора.

— Злоумышленник, завладевший мобильным телефоном, не защищенным паролем, может вывести деньги с банковской карты. Установите пароль на телефон.

Основные риски и советы для потребителей

Быстрое заключение сделки при минимуме информации

Возможность быстро воспользоваться финансовой услугой не всегда сопровождается

предоставлением потребителю полной и необходимой информации. Это может быть, как уловкой поставщика услуги, так и результатом технических ограничений (небольшой экран смартфона и / или недружественный интерфейс приложения или сайта).

Советы

— Убедитесь, что поняли все основные условия предоставления услуги до того, как нажали виртуальную кнопку, ввели код или выполнили любое другое действие, которое поставщик услуги может расценить как выражение вашего согласия с условиями сделки.

— Потратьте время на поиск и критическое изучение отзывов и информации о поставщике услуги, особенно если услуга сложная и связана с крупными финансовыми обязательствами.

Размывание ответственности

Совершая «простую» операцию, например, пополнение счета мобильного через платежный терминал, потребитель даже не задумывается о том, какой путь проходят деньги, кто в этом участвует, и кто несет ответственность, если они «потеряются».

В действительности в большинстве процессов, возникающих при цифровизации финансовых услуг, участвует множество организаций, и если произойдет сбой, найти виновника и вернуть деньги может быть непросто.

Советы

— Внимательно отнеситесь к выбору организации, с которой вы взаимодействуете напрямую (в приведенном примере — к компании, которой принадлежит платежный терминал). Именно эта организация принимает от потребителя деньги и поручение на их перевод получателю, а значит, отвечает за качество предоставления услуги.

— Оплачивая товары и услуги в интернете банковской картой, убедитесь, что используется технология 3D-Secure (в этом случае пользователя переводят на специальную страницу с полем для ввода кода подтверждения из СМС). Эта технология не только позволяет банку убедиться, что распоряжение на оплату отправляет именно владелец карты, но и проверить получателя платежа. Если одна из сторон платежа не поддерживает 3D-Secure, то безопасность платежа снижается. Но даже если банк покупателя использует 3D-Secure (как все крупные банки), а интернет-магазин — нет, то в случае мошеннического списания средств с карты клиента банк оспорит операцию и вернет деньги владельцу.

Однако на это потребуется время.

Интернет-банк

Интернет-банк – это инструмент управления банковским счетом через интернет, то

есть при помощи электронного личного кабинета. Доступ в личный кабинет осуществляется с официального сайта банка или из мобильного приложения (его можно установить на стационарный компьютер, планшет или мобильный телефон).

Для подключения этой услуги нужно получить в банке логин и пароль для входа в

электронный личный кабинет (иногда это возможно сделать через банкомат).

Основные возможности

— Пользоваться классическими банковскими услугами (виртуально «посещать» офис банка): открыть и закрыть вклад, подать заявку на кредит, перевыпустить или заблокировать карту, перевести средства с одного своего счета на другой, конвертировать валюту и т. п.

— Переводить деньги и совершать платежи (налоги и штрафы, ЖКХ, сотовая связь и т.д.) без посещения сайтов организаций-получателей средств и без комиссий (или с минимальной комиссией по сравнению с такими же операциями в офисе банка).

— Получать от банка оперативную поддержку и помощь в решении технических проблем. При обращении через личный кабинет служба поддержки может быстро идентифицировать клиента и предоставить требуемую ему информацию.

Особенности и риски использования

— Для пользования интернет-банком нужен смартфон или компьютер с подключением к интернету. Именно поэтому не рекомендуется пользоваться интернет-банком через открытые общедоступные сети wi-fi (в транспорте, кафе, магазинах и т. п.).

— Злоумышленники, завладевшие логином и паролем для входа в интернет-банк, получают доступ ко всем счетам потребителя.

Перечень операторов электронных денежных средств публикуется на официальном сайте Банка России cbr.ru.

Электронные деньги

Электронные деньги – цифровое средство платежа. Электронные деньги можно начать использовать, открыв электронный кошелек — своеобразный аналог банковского счета. Предоставлять клиентам электронные кошельки (то есть выпускать и переводить между кошельками электронные деньги) в России имеют право только банки и другие кредитные организации, получившие лицензию на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и включенные в Перечень операторов электронных денежных средств (публикуется на официальном сайте Банка России cbr.ru).

Пополнять электронный кошелек можно переводом средств с банковской карты — с помощью банкомата, интернет-банка, счета мобильного телефона или наличными через платежный терминал.

Основные возможности

— Оплачивать покупки в интернете и переводить денежные средства другим людям, не имея банковской карты / счета.

— Совершать платежи, предоставляя получателю средств минимальную информацию о себе.

Особенности и риски использования

— Электронные деньги не могут размещаться во вклады.

— Чем меньше информации о себе клиент передает организации, предоставляющей ему электронный кошелек, тем больше ограничений по максимальному остатку и сумме переводов и платежей.

— В отличие от средств на расчетных банковских счетах граждан, электронные деньги не застрахованы государством (Агентством по страхованию вкладов) – то есть не будут возмещены владельцу в случае банкротства (отзыва лицензии) выпустившей их организации.

— Обналичить электронные деньги часто бывает непросто (а иногда это требует уплаты комиссии).

Утечка персональных и секретных данных

Большинство финансовых организаций заботятся об информационной безопасности своих клиентов и используют современные способы защиты данных. Но, во- первых, мошеннические технологии всегда развиваются быстрее, чем защитные;

во-вторых, персональные данные могут украсть напрямую из личного компьютера или телефона пользователя. Поэтому позаботиться о сохранности своей секретной информации, логинов и паролей на своих устройствах – это сфера ответственности потребителя.

Советы

— Используйте и регулярно обновляйте сложные пароли в приложениях, личных кабинетах и на самих устройствах.

— Не сообщайте пароли никому и ни при каких обстоятельствах.

— Если вы подозреваете, что пароль стал кому-то известен, — немедленно смените его, заблокируйте банковские карты и доступ к интернет-банку.

— Не пересылайте посторонним данные своих банковских карт, паспорта и т. д

Гражданин не всегда может отстоять свои интересы самостоятельно. Напомним, что обратиться за защитой своих прав потребители могут в соответствующие инстанции:

— Территориальный отдел Роспотребнадзора в Богучанском районе тел. 8(39162) 2-27-43;

— Администрацию Кежемского района тел. 8(39143) 2-18-51)

Консультации и разъяснения законодательства проводятся как для потребителей, так и для руководителей хозяйствующих субъектов, как при личном обращении, так и по телефону.

В целях информирования населения по основам потребительской грамотности, на официальном сайте муниципального образования Кежемский район в разделе «Общество», рубрике «Потребительский рынок», вкладке «Защита прав потребителей» размещены публикации статей, тематических подборок, образцов документов и т.д. по вопросам защиты прав потребителей.

Администрация Кежемского района поздравляет всех жителей района со Всемирным днем защиты прав потребителей!

Желаем всем знать свои права, встречать только приветливый персонал и приобретать исключительно качественные товары и услуги!