Вибромассажные накидки. Чудо или обман?

В последнее время в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в Богучанском районе поступают обращения и звонки на горячую линию по вопросам возможности возврата вибромассажной накидки марки «SPINO» модели Hana.

Потребители посредством телефонного звонка получают приглашение на розыгрыш призов, разумеется, все это «совершенно бесплатно». При этом, звонящие предупреждают, что с собой необходимо взять паспорт.

Местом розыгрыша призов обычно служит кафе и иные подобные места, которые на день-два арендуют продавцы.

Далее происходит действо, направленное на то, чтобы как можно большее количество приглашенных приобрели «чудо-товар» – вибромассажную накидку, которая якобы вылечит не только покупателя, но и всю его семью практически от всех болезней. В ходе презентации менеджер агрессивно нахваливает представленный товар. В личной беседе менеджеры расспрашивают потребителей об их заболеваниях, и вдруг оказывается, что у какого-либо родственника менеджера точно такая же проблема разрешилась с помощью накидки.

После презентации выясняется, что накидка стоит приличных денег, но (о чудо!) только сегодня, только сейчас и только для присутствующей аудитории действует умопомрачительная скидка и товар обойдется «счастливчикам» всего за 199 000 рублей. И не беда, что таких денег у присутствующих нет, банк-партнер готов предоставить рассрочку (на самом деле оформляется кредитный договор под 23 % годовых) и нужен всего лишь паспорт.

Счастливчикам, купившим товар, дают подарки – одеяло, подушки, озонатор воздуха.

Под напором аргументов и происходит подписание договора купли-продажи, а также и кредитного договора. Указанные документы подписываются, как правило, не будучи прочтенными.

Дома, совершенные поступки видятся иначе: эйфория проходит и приходит осознание того, что куплена дорогая вещь, которая не нужна, также выясняется, что вибромассажная накидка имеет множество противопоказаний к использованию. Еще и родные, «порывшись» в Интернете, выясняют, что подобный товар стоит всего 20 000 рублей.

После этого возникает оправданное желание поскорее вернуть ненужный товар, однако по месту презентации и реализации «продавцы – гастролеры» уже отсутствуют.

Пришло осознание ненужности приобретенного товара – нужно действовать.

Если не прошло 14 дней с момента приобретения вибромассажной накидки, не считая дня покупки, потребитель вправе обменять ее у продавца, по причине того, что она не подошла ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в силу ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В случае, когда у продавца отсутствует нужный потребителю товар, последний вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Продавец обязан вернуть деньги в течение трех дней со дня возврата указанного товара. Возврат товара возможен, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего оплату товара, не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Таким образом, если не прошло 14 дней со дня покупки накидки потребителю необходимо написать в адрес продавца – юридического лица или индивидуального предпринимателя (адрес должен быть указан в договоре) заявление о возврате денежных средств в связи с тем, что товар не подошел по размеру, габаритам и подходящего у продавца не имеется. Данное заявление направляется заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Продавцы зачастую ссылаются на то, что вибромассажная накидка относится к технически сложным товарам, следовательно, не подлежит обмену (возврату). На самом деле это не соответствует действительности. Перечень товаров, не подлежащих обмену, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, содержит пункт 11, где указаны технически сложные товары бытового назначения с гарантийным сроком не менее года, не подлежащие обмену (возврату). Указанный пункт отсылает к Перечню технически сложных товаров, утвержденному постановлением Правительства № 924 от 10 ноября 2011 года, в котором не содержится упоминания о вибромассажной накидке. Данный перечень является закрытым.

В соответствии с п.1 ст. 38 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» вибромассажные накидки являются медицинскими изделиями, поскольку предназначены для профилактики, диагностики, медицинской реабилитации заболеваний, восстановления физиологических функций организма. Согласно п. 17.2 приложения № 1 к Приказу Минздрава РФ от 06 июня 2012 года № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» к физиотерапевтическим изделиям относятся массажеры и сопутствующие изделия. В силу п. 7 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне торговых объектов не допускается продажа медицинских изделий. Следовательно, торговля такими изделиями в зале кафе и иных подобных местах незаконна.

Как показывает практика, реализуемые «продавцами — гастролерами» массажные накидки не зарегистрированы в установленном порядке в качестве медицинских изделий на территории Российской Федерации, следовательно, они не только запрещены к обращению, что является безусловным основанием для расторжения договора купли-продажи и возврата денег, но и не дают право продавцам ссылаться на пункт 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 в качестве обоснования отказа в обмене, а равно возврате денег за товар в рамках ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Также напоминаем, что если потребителю не предоставлена полная и достоверная информация о товаре, то имеется вероятность расторгнуть договор в разумный срок на основании ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей». С целью реализации своего права на возврат товара следует написать в адрес продавца претензию о возврате денежных средств со ссылкой на то, что до вас не доведена полная и достоверная информация о товаре (в претензии перечисляется информация, которая не была доведена). Претензия направляется заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Если вышеуказанное заявление и/или претензия продавцом проигнорирована либо получен отказ, следует обратиться в суд.

В последних двух случаях потребитель вправе требовать с продавца компенсацию всех возникших убытков, в том числе и компенсации уплаченных процентов по кредитному договору.